Трубопроводы
Система трубопроводов состоит из труб и их соединений и служит для подачи жидкостей, воздуха, пара. В зависимости от конструктивного назначения трубопроводы могут быть жесткими (металлическими из чугуна, стали, алюминия, меди и ее сплавов) или гибкими (резиновые, гибкие металлические рукава).
Основным размером труб и арматуры является их внутренний диаметр (просвет), указываемый в условном обозначении. Требуемой формы трубопровода достигают гибкой или соединением отрезков труб с помощью фитингов, фланцев, сварки, пайки твердыми (например, медными) припоями.
Соединение фланцами применяется для труб большого диаметра. К трубе сваркой, развальцовкой, отбортовкой крепят фланец, присоединяемый к корпусу (фланцу) с помощью резьбовых крепежных деталей. С целью уплотнения между фланцами ставят прокладку.
Для изготовления прокладок используют листовую резину, паронит различных марок, технический картон или чертежную бумагу, пропитанные смесью касторового масла с глицерином или машинным маслом, пеньку, листы меди или алюминия и другие материалы в зависимости от условий применения.
Соединения с помощью резьбовой арматуры - фитингов - осуществляют с использованием муфт, угольников, тройников и крестовин. Прямые соединительные детали предназначены для соединения труб одного диаметра, переходные - для труб различного диаметра.

Соединение муфтой труб с короткой резьбой предполагает возможность вращения при сборке одной из труб. При отсутствии такой возможности применяют муфтовое соединение, при котором одна из труб имеет короткую резьбу, а другая - длинную. Трубу подводят с некоторым зазором к торцу трубы с навинченной на нее муфтой и контргайкой, которые сгоняются на трубу. Между муфтой и контргайкой наматывают льняную, пеньковую или асбестовую прядь либо ставят уплотнительное кольцо. Перед навинчиванием муфты резьбовую часть трубы в целях лучшего уплотнения смазывают свинцовым суриком или свинцовыми белилами и обматывают льняной нитью. Применение конических резьб для соединения трубопроводов исключает необходимость дополнительного уплотнения.
Для присоединения трубопроводов к узлам гидро- и пневмосистемы используют различную резьбовую аппаратуру. При сборке соединения с развальцовкой концов трубы накидную гайку надевают на трубу, конец ее зажимают в приспособлении и развальцовывают на угол, несколько больший 90°. Затем отбортованный конец трубы прижимают к конусу ввинченного в корпус штуцера, навинчивая на него до отказа гайку.
В соединении с конусным или шаровым ниппелем к трубе с предварительно надетой гайкой припаивают ниппель. При сборке ниппель вставляют в конусную выточку штуцера и стягивают их гайкой, Если ниппель имеет конусную поверхность, то его предварительно притирают к конусу выточки.
В соединении с зажимными конусами латунный конус припаивают к трубе на некотором расстоянии от ее конца. Выступающая часть трубы должна быть несколько короче выточки в штуцере во избежание срыва конуса с трубы при завинчивании гайки. Плотность соединения достигается путем навинчивания гайки на штуцер.
В соединении с торцовым уплотнением герметичность достигается за счет прокладки, расположенной между торцом штуцера и заплечиком ниппеля и поджимаемой при навинчивании гайки на штуцер.
При сборке соединений для заделки рукавов с металлической оплеткой, рассчитанных на рабочее давление до 10 МПа, конец рукава ввинчивают в муфту с левой резьбой. Завинчивая ниппель в муфту, зажимают рукав конусной частью ниппеля.
Основные дефекты трубопроводов:
- Нарушение плотности в соединении фитингами. Устраняют подтяжкой фитинга, а при продолжении течи разбирают, очищают и заново уплотняют. Соединение может быть герметизировано с помощью какого-либо клея.
- Нарушение плотности во фланцевом соединении. Устраняют подтяжкой резьбовых крепежных деталей, а при продолжении течи - заменой прокладки.
- Нарушение герметичности в соединениях трубопроводов к узлам гидро- и пневмосистемы с использованием различной резьбовой аппаратуры. Устраняют подтяжкой гаек, а при продолжении течи - притиркой сопряженных поверхностей с помощью абразивных паст и порошков.
- Трещины в трубах. Заделывают паянием, заваркой, наложением хомутов, наклейкой накладок и др.
Технические требования к ремонту и сборке трубопроводов:
- Перед сборкой все детали соединения должны быть тщательно очищены от грязи, а при необходимости промыты в керосине и продуты сжатым воздухом. Забоины и неровности зачищают шабером.
- Резьбовые соединения труб следует уплотнять суриком, белилами, льняной нитью, специальными пастами.
- Плоскости соединяемых фланцев должны быть параллельны. Допускаемое отклонение от параллельности 0,2 мм для труб диаметром до 100 мм.
- Риски, забоины, царапины, трещины на соединяемых поверхностях фланцев недопустимы.
- Затяжка резьбовых соединительных деталей во фланцевом соединении должна вестись равномерно по окружности крест-накрест.
- Резьба фитингов не должна иметь срывов, забоин, трещин и других дефектов.
- Применение того или иного материала прокладок должно отвечать условиям применения данного соединения.
- Прокладки не должны иметь морщин, трещин, следов излома и других дефектов.
- Припаивание ниппелей к трубе должно вестись медными или другими твердыми припоями.
- Сборку и разборку трубных соединений следует выполнять с использованием рычажных и цепных трубных ключей.
Смотрите также: