Главная >> Гидравлика и пневматика >> Трубопроводы  
 

Трубопроводы


Система трубопроводов состоит из труб и их соединений и служит для подачи жидкостей, воздуха, пара. В зависимости от конструктивного назначения трубопроводы могут быть жесткими (металлическими из чугуна, стали, алюминия, меди и ее сплавов) или гибкими (резиновые, гибкие металлические рукава).
Основным размером труб и арматуры является их внутренний диаметр (просвет), указываемый в условном обозначении. Требуемой формы трубопровода достигают гибкой или соединением отрезков труб с помощью фитингов, фланцев, сварки, пайки твердыми (например, медными) припоями.
Соединение фланцами применяется для труб большого диаметра. К трубе сваркой, развальцовкой, отбортовкой крепят фланец, присоединяемый к корпусу (фланцу) с помощью резьбовых крепежных деталей. С целью уплотнения между фланцами ставят прокладку.

Для изготовления прокладок используют листовую резину, паронит различных марок, технический картон или чертежную бумагу, пропитанные смесью касторового масла с глицерином или машинным маслом, пеньку, листы меди или алюминия и другие материалы в зависимости от условий применения. Соединения с помощью резьбовой арматуры - фитингов - осуществляют с использованием муфт, угольников, тройников и крестовин. Прямые соединительные детали предназначены для соединения труб одного диаметра, переходные - для труб различного диаметра.
виды соединения трубопроводов
Соединение муфтой труб с короткой резьбой предполагает возможность вращения при сборке одной из труб. При отсутствии такой возможности применяют муфтовое соединение, при котором одна из труб имеет короткую резьбу, а другая - длинную. Трубу подводят с некоторым зазором к торцу трубы с навинченной на нее муфтой и контргайкой, которые сгоняются на трубу. Между муфтой и контргайкой наматывают льняную, пеньковую или асбестовую прядь либо ставят уплотнительное кольцо. Перед навинчиванием муфты резьбовую часть трубы в целях лучшего уплотнения смазывают свинцовым суриком или свинцовыми белилами и обматывают льняной нитью. Применение конических резьб для соединения трубопроводов исключает необходимость дополнительного уплотнения.

Для присоединения трубопроводов к узлам гидро- и пневмосистемы используют различную резьбовую аппаратуру. При сборке соединения с развальцовкой концов трубы накидную гайку надевают на трубу, конец ее зажимают в приспособлении и развальцовывают на угол, несколько больший 90°. Затем отбортованный конец трубы прижимают к конусу ввинченного в корпус штуцера, навинчивая на него до отказа гайку.

В соединении с конусным или шаровым ниппелем к трубе с предварительно надетой гайкой припаивают ниппель. При сборке ниппель вставляют в конусную выточку штуцера и стягивают их гайкой, Если ниппель имеет конусную поверхность, то его предварительно притирают к конусу выточки.
В соединении с зажимными конусами латунный конус припаивают к трубе на некотором расстоянии от ее конца. Выступающая часть трубы должна быть несколько короче выточки в штуцере во избежание срыва конуса с трубы при завинчивании гайки. Плотность соединения достигается путем навинчивания гайки на штуцер. В соединении с торцовым уплотнением герметичность достигается за счет прокладки, расположенной между торцом штуцера и заплечиком ниппеля и поджимаемой при навинчивании гайки на штуцер. При сборке соединений для заделки рукавов с металлической оплеткой, рассчитанных на рабочее давление до 10 МПа, конец рукава ввинчивают в муфту с левой резьбой. Завинчивая ниппель в муфту, зажимают рукав конусной частью ниппеля.

Основные дефекты трубопроводов:
  1. Нарушение плотности в соединении фитингами. Устраняют подтяжкой фитинга, а при продолжении течи разбирают, очищают и заново уплотняют. Соединение может быть герметизировано с помощью какого-либо клея.
  2. Нарушение плотности во фланцевом соединении. Устраняют подтяжкой резьбовых крепежных деталей, а при продолжении течи - заменой прокладки.
  3. Нарушение герметичности в соединениях трубопроводов к узлам гидро- и пневмосистемы с использованием различной резьбовой аппаратуры. Устраняют подтяжкой гаек, а при продолжении течи - притиркой сопряженных поверхностей с помощью абразивных паст и порошков.
  4. Трещины в трубах. Заделывают паянием, заваркой, наложением хомутов, наклейкой накладок и др.
Технические требования к ремонту и сборке трубопроводов:
  1. Перед сборкой все детали соединения должны быть тщательно очищены от грязи, а при необходимости промыты в керосине и продуты сжатым воздухом. Забоины и неровности зачищают шабером.
  2. Резьбовые соединения труб следует уплотнять суриком, белилами, льняной нитью, специальными пастами.
  3. Плоскости соединяемых фланцев должны быть параллельны. Допускаемое отклонение от параллельности 0,2 мм для труб диаметром до 100 мм.
  4. Риски, забоины, царапины, трещины на соединяемых поверхностях фланцев недопустимы.
  5. Затяжка резьбовых соединительных деталей во фланцевом соединении должна вестись равномерно по окружности крест-накрест.
  6. Резьба фитингов не должна иметь срывов, забоин, трещин и других дефектов.
  7. Применение того или иного материала прокладок должно отвечать условиям применения данного соединения.
  8. Прокладки не должны иметь морщин, трещин, следов излома и других дефектов.
  9. Припаивание ниппелей к трубе должно вестись медными или другими твердыми припоями.
  10. Сборку и разборку трубных соединений следует выполнять с использованием рычажных и цепных трубных ключей.


 
    mail@webrarium.ru   © 2023