Гидравлический насос
Гидравлический привод включает в себя насос, гидроцилиндр или гидромотор, аппаратуру регулирования и
управления, трубопроводы.
Насосы - шестеренные, лопастные (пластинчатые) и плунжерные (поршневые) - характеризуются подачей -
количеством рабочей жидкости (масла), нагнетаемой в единицу времени, и развиваемым давлением.
Шестеренный насос
Он имеет два зубчатых колеса и, выполненных за одно целое с валами или соединенных с ними с помощью
шпонок. Опоры валов могут быть цельными или с запрессованными бронзовыми втулками, а также в виде
игольчатых подшипников. Корпус закрыт с одной или обеих сторон фланцами. Ведущее колесо получает
вращение от электродвигателя через соединительную муфту. Во избежание утечек рабочей жидкости в
конструкции насоса предусмотрен ряд прокладок и уплотнений. Вращающиеся колеса захватывают между зубьями
новыми, масло из всасывающей зоны и выталкивают его в зону нагнетания, откуда оно под давлением
поступает в гидросистему.
Основными дефектами насоса часе всего бывают: износ зубьев колес по наружной и рабочей поверхностям,
торцов колес и прилегающих к ним поверхностей вкладышей, расточки корпуса, цапф валов и отверстии опор;
выход из строя уплотнений и прокладок.
Изношенное отверстие в корпусе восстанавливают растачиванием и шлифованием корпуса (до 0,2 мм) с заменой
зубчатых колес увеличенного наружного диаметра, растачиванием с последующей запрессовкой или установкой
на клею ремонтных втулок, «пользованием пластмассовых композиций (стиракрила и др.). Допускаемый зазор
между зубьями колес и корпусом насоса 0,02- 0,04 мм.
Изношенные торцы зубчатых колес и прилегающие поверхности вкладышей прошлифовывают, компенсируя
образующиеся при этом зазоры за счет подшлифовки торцов корпуса или фланцев. Суммарный зазор между
торцами шестерен и вкладышей не должен превышать 0,03-0,05 мм.
При значительном износе зубьев по профилю и увеличении зазора между зубьями свыше 0,1 мм зубчатые колеса
заменяют новыми из цементируемой стали с закалкой до твердости HRC 52-58. Наружную поверхность зубьев
шлифуют.
Изношенные валы, подшипники, прокладки, уплотнения заменяют новыми.
Лопастный насос
Такая конструкция имеет корпус с крышкой, в который установлен статор с фасонным
отверстием. Внутри статора вращается ротор, надетый на шлицы вала, который получает вращение от
электродвигателя через соединительную муфту. В пазах ротора, расположенных под некоторым углом к
радиусу, свободно перемещаются лопасти. Под действием центробежных сил лопасти прижимаются к внутренней
поверхности статора. С торцов ротора установлены плоский и нажимной диски, в которых выполнены отверстия
для всасывания масла и нагнетания его в гидросистему. Для предотвращения утечек предусмотрены уплотнения
в виде круглых колец и манжеты. Фасонная форма статора при вращении лопастей обеспечивает внутри статора
зоны разрежения, куда засасывается масло, и зоны повышенного давления, откуда масло подается под
давлением в гидросистему.
Основные дефекты насоса: износ статора по внутренней поверхности лопастей, пазов, торцов, шеек и опор
ротора, торцов дисков, выход из строя уплотнений и прокладок. Изношенное кольцо статора обычно заменяют
новым из стали ШХ15 или ХВГ с термообработкой до твердости HRC 60-64. При незначительном износе или
задирах кольцо достаточно прошлифовать. При износе пазов ротора до 0,05 мм параллельность стенок паза
восстанавливают вручную с помощью абразивных порошков, а при большем износе - шлифованием и доводкой.
Лопасти при этом заменяют.
Шейки ротора восстанавливают хромированием или протачиванием и установкой ремонтных втулок. Допускаемая
несоосность шеек 0,02 мм. Изношенные торцы ротора и дисков прошлифовывают. Биение торцов - до 0,01 мм на
каждые 20 мм радиуса.
Изношенные лопасти, подшипники, прокладки и уплотнения заменяются новыми.
Плунжерный насос
Выполнен в корпусе, внутри которого плунжер совершает возвратно-поступательное движение: прямое - под
действием нажатия на него вращающегося кулачка и обратное - под действием пружины. В стенки корпуса
встроены клапаны и, пропускающие масло только в одном направлении. Один из них открывается при создании
внутри корпуса насоса разрежения и пропускает туда засасываемое масло, другой открывается при создании
внутри корпуса избыточного давления и пропускает масло, нагнетаемое в гидросистему.
Основные дефекты насоса: износ плунжера и направляющей поверхности, ослабление или поломка возвратной
пружины, нарушение плотности прилегания клапанов к гнезду, нарушение регулировки пружин клапанов, выход
из строя прокладок и уплотнений. Изношенную направляющую поверхность растачивают, шлифуют и притирают,
при этом плунжер заменяют новым или наращивают хромированием. Дефекты гнезд клапанов устраняют притиркой
по форме поверхности клапана. Пружины клапанов на определенное давление регулируют с помощью пустотелых
винтов. Дефектные Пружины, шарики, прокладки и уплотнения заменяют новыми.
Признаками перечисленных дефектов насоса являются снижение его подачи и падение давления в системе, шум
и неравномерная работа насоса, подтекание масла. При сборке насосов проверяют и Обеспечивают необходимые
радиальный и осевой зазоры. После обкатки собранного насоса в течение 10-20 мин на холостом ходу его
испытывают под нагрузкой на развиваемое давление и подачу.
Смотрите также: