Ремонт червячных передач
Так как червячные передачи используют как правило для передачи большого момента, основным видом поломок
данного типа передач является износ.
Изношенный червяк или червячное колесо как правило подлежит замене. При сборной конструкции колеса -
выпрессовывают зубчатый венец и напрессовывают кольцо, на котором нарезают зубья. При износе зубьев лишь
с одной стороны колесо переворачивают другой стороной. Способы устранения других дефектов рассмотрены в
предыдущем разделе.

Технические, требования к ремонту и сборке червячных передач:
1. Степень точности передачи по всем нормам точности, а также вид сопряжения должны соответствовать
назначению передачи. Для кинематических передач предусмотрены 3 - 6-я, а для силовых передач 5 - 9-я
степени точности.
2. Рабочий профиль зубьев колеса и витков червяка не должен иметь царапин, раковин, трещин и других
дефектов.
3. Предельные отклонения элементов червячных передач регламентированы ГОСТ 3675—81.
4. Отклонение межосевого расстояния не должно превышать допускаемых величин приведенных в справочных
таблицах. Схемы контроля межосевого расстояния червячной передачи представлены на схеме.
Предельные отклонения межосевого расстояния в передаче по нормам контакта,
мкм
до 80 |
±28 |
±45 |
±71 |
±110 |
от 80 до 120 |
±32 |
±50 |
±80 |
±130 |
от 120 до 180 |
±38 |
±60 |
±90 |
±150 |
от 180 до 250 |
±42 |
±67 |
±105 |
±160 |
от 250 до 315 |
±45 |
±75 |
±110 |
±180 |
от 315 до 400 |
+50 |
+80 |
±125 |
±200 |
от 400 до 500 |
±53 |
±85 |
±130 |
±210 |
от 500 до 630 |
+56 |
+90 |
±140 |
±240 |
от 630 до 800 |
+63 |
+95 |
±160 |
±250 |
от 800 до 1000 |
±67 |
±105 |
±170 |
±260 |
5. Отклонение межосевого угла, выражающееся линейной величиной на ширине зубчатого венца червячного
колеса, не должно превышать допускаемого.
Предельные отклонения межосевого угла передачи по нормам контакта,
мкм
9 |
12 |
16 |
22 |
12 |
17 |
22 |
28 |
17 |
24 |
30 |
40 |
24 |
32 |
42 |
56 |
- |
48 |
63 |
80 |
6. Радиальное биение червяка и червячного колеса не должно превышать допускаемого
Допуск на радиальное биение витка червяка по нормам плавности, мкм
от 6 до 10 |
11 |
15 |
20 |
25 |
от 10 до 18 |
11,5 |
16 |
20 |
25 |
от 18 до 30 |
12 |
17 |
21 |
26 |
от 30 до 50 |
13 |
18 |
22 |
28 |
от 50 до 80 |
14 |
20 |
25 |
32 |
от 80 до 120 |
16 |
22 |
28 |
36 |
от 120 до 180 |
18 |
25 |
32 |
40 |
от 180 до 250 |
22 |
30 |
38 |
48 |
от 250 до 315 |
25 |
34 |
45 |
56 |
от 315 до 400 |
28 |
40 |
50 |
63 |
от 400 |
34 |
48 |
60 |
75 |
Допуск на радиальное биение червячного колеса по нормам кинематической точности,
мкм
6 |
от 1 до 3,5 |
25 |
36 |
45 |
53 |
от 3,5 до 6,3 |
28 |
40 |
50 |
56 |
от 6,3 до 10 |
32 |
45 |
56 |
63 |
7 |
от 1 до 3,5 |
36 |
53 |
63 |
75 |
от 3,5 до 6,3 |
40 |
56 |
71 |
80 |
от 6,3 до 10 |
45 |
63 |
80 |
90 |
8 |
от 1 до 3,5 |
45 |
63 |
80 |
90 |
от 3,5 до 6,3 |
50 |
71 |
90 |
100 |
от 6,3 до 10 |
56 |
80 |
100 |
112 |
9 |
от 1 до 3,5 |
56 |
80 |
100 |
120 |
от 3,5 до 6,3 |
63 |
90 |
112 |
125 |
от 6,3 до 10 |
71 |
100 |
125 |
140 |
7. Гарантированный зазор в зацеплении должен соответствовать выбранному виду сопряжения.
Гарантированный боковой зазор в червячной передаче по видам сопряжения,
мкм
от 80 |
0 |
30 |
46 |
74 |
120 |
190 |
от 80 до 120 |
0 |
35 |
54 |
87 |
140 |
220 |
от 120 до 180 |
0 |
40 |
63 |
100 |
160 |
250 |
от 180 до 250 |
0 |
46 |
72 |
115 |
185 |
290 |
от 250 до 315 |
0 |
52 |
81 |
130 |
210 |
320 |
от 315 до 400 |
0 |
57 |
89 |
140 |
230 |
360 |
от 400 до 500 |
0 |
63 |
97 |
155 |
250 |
400 |
от 500 до 630 |
0 |
70 |
110 |
175 |
280 |
440 |
от 630 до 800 |
0 |
80 |
125 |
200 |
320 |
500 |
от 800 до 1000 |
0 |
90 |
140 |
230 |
360 |
560 |
Предельное смещение средней плоскости червячного колеса в передаче по нормам
контакта, мкм
до 80 |
22 |
34 |
53 |
85 |
от 80 до 120 |
25 |
40 |
63 |
100 |
от 120 до 180 |
28 |
45 |
71 |
110 |
от 180 до 250 |
32 |
50 |
80 |
130 |
от 250 до 315 |
36 |
56 |
90 |
140 |
от 315 до 400 |
40 |
60 |
100 |
150 |
от 400 до 500 |
42 |
67 |
105 |
160 |
от 500 до 630 |
45 |
70 |
110 |
170 |
от 630 до 800 |
48 |
75 |
120 |
190 |
от 800 до 1000 |
53 |
85 |
130 |
200 |
8. Средняя плоскость червячного колеса должна совпадать с осевой плоскостью червяка. Допускаемое
несовпадение плоскостей приведено в справочных таблицах.
Схема контроля положения червячного колеса относительно червяка представлена на схеме.
При сборке передачи совпадение средней плоскости червячного колеса с осевой плоскостью червяка проверяют
«по краске», для чего на рабочие поверхности витков червяка наносят тонкий слой краски и наблюдают
перенос ее на зубья колеса. Смещением колеса вдоль оси неподвижного вала или вместе с ним добиваются
центрального расположения пятна контакта на зубе колеса. Размеры пятна контакта и допускаемые отклонения
следующие:
по высоте зубьев |
65 |
60 |
по длине зубьев |
60 |
50 |
допускаемые отклонения по высоте
и по длине зубьев |
-10% |
-15% |
9. Средняя плоскость червяка должна совпадать с осевой плоскостью колеса, что особенно важно для
глобоидных червячных передач. Схема контроля расположения червяка относительно осевой плоскости колеса
представлена на рисунке. При сборке необходимую точность положения червяка получают за счет установки
соответствующих компенсаторных прокладок под опору, воспринимающую осевое усилие червяка.
Смотрите также: