Ременные передачи
Ременная передача состоит из двух или (реже) нескольких шкивов и охватывающего их
ремня. По виду ремня различают плоско-, клино-, поликлино-, кругло- и зубчатоременную передачи. Оси
валов передачи могут быть параллельными, перекрещивающимися, пересекающимися, а шкивы могут вращаться в
одну или в разные стороны. Натяжение ремня осуществляется с помощью натяжного (или оттяжного) ролика,
салазок, качающейся плиты и других приспособлений.
КПД ременных передач составляет от 0,94 до 0,96.
Плоскоременные передачи
применяют при скорости от 5 до 100 м/с для передачи мощности до 50 кВт и передаточном числе <6. Как
правило, применяются следующие типы ремней:
1. Тканевые прорезиненные (ОСТ 38.05.98.76) шириной 20-1200 мм и толщиной 3-13,5 мм при скорости до 30
м/с. Данный тип ремней выпускается конечной длины и поставляется в рулонах, из которых отрезают ремень
необходимой длины (с запасом на сшивку). Изготовляются из нескольких (от 2 до 9) слоев технических
тканей БКНЛ-65, БКНЛ-65-2 или бельтингов Б-800, Б-820, соединенных резиной, с последующей вулканизацией.
Передают любые нагрузки.
2. Синтетические (капроновые) бесконечные (по ТУ 17-21-307-79) из ткани нескольких типов, пропитанные
полиамидным раствором, шириной 10-100 мм, длиной 250-3350 мм и толщиной 0,5-1,0 мм; допустимая скорость
до 75 м/с, передаваемые нагрузки - малые и средние.
3. Кожаные (ГОСТ 18697-73) шириной 10-560 мм, толщиной 3-6 (одинарные) и 7,5-10 мм (двойные склеенные).
Применяются для малых и средних нагрузок при скорости до 40 м/с.
4. Хлопчатобумажные цельнотканые (ГОСТ 6982-75), пропитанные сплавом СП-1 и озокеритовой композицией.
Применяются при малых и средних нагрузках и скорости до 25 м/с. Изготовляются четырех-, шести- и
восьмислойные толщиной соответственно 4,5; 6,5 и 8,5 мм и шириной 30-100, 50-150 и 100-250 мм для шкивов
минимальным диаметром 140, 200 и 300 мм. Хлопчатобумажные бесконечные длиной до 10 мм для
высокоскоростных передач. Выпускаются двух типов: прошивные прорезиненные четырех-, шести- и
восьмислойные шириной от 20 до 135 мм; тканые полульняные двухслойные толщиной 1,75 мм и шириной 15-55
мм.
Способы соединения концов ремней конечной длины:
1. Склеивание прорезиненных ремней. Концы ремня расслаивают и срезают ступеньками длиной около 0,6
ширины ремня каждая и склеивают резиновым клеем с последующим прикатыванием роликом и
вулканизацией.
2. Склеивание кожаных ремней. Концы ремня срезают под острым углом по ходу ремня на длине от 100 мм (при
малой ширине) до 175 мм (при ширине свыше 150 мм). Клей для кожи должен оставаться эластичным после
высыхания. Соединяемые концы прикатывают роликом, зажимают между двух пластин и просушивают.
3. Сшивка сыромятными ремешками или жильной струной. Ведется внахлестку, с накладкой (при скорости
меньше 10 м/с) или встык (при скоростях менее 20 м/с). Отверстия в ремне пробивают пробойником, а в
тканых ремнях прокалывают шилом в шахматном порядке в два или более ряда. Концы ремня в месте стыка для
предохранения от растрескивания прошивают тонкой жилой.
4. Соединение металлическими соединителями двух типов:
- жесткими при скорости <10-15 м/с и значительных диаметрах шкивов с помощью скрепок, скобок,
заклепок, накладок с винтами и др.;
- шарнирными при скорости <15-25 м/с с помощью проволочных крючков, соединяемых металлическими
или жильными стержнями, и спиралей.
Размеры приводных клиновых ремней и канавок под них в шкивах
О |
8,5 |
10 |
6 |
400-2500 |
63 |
2,5 |
7,0 |
12 |
8 |
34 |
180 |
А |
11 |
13 |
8 |
560-4000 |
90 |
3,3 |
8,7 |
15 |
10 |
34 |
450 |
Б |
14 |
17 |
10,5 |
800-6300 |
125 |
4,2 |
10,8 |
19 |
12,5 |
34 |
560 |
В |
19 |
22 |
13,5 |
1800-10000 |
200 |
5,7 |
14,3 |
25,5 |
17 |
36 |
710 |
Г |
27 |
32 |
19 |
3150-14000 |
315 |
8,1 |
19,9 |
37 |
24 |
36 |
1000 |
Д |
32 |
38 |
23,5 |
4500-18000 |
500 |
9,6 |
23,4 |
44,5 |
29 |
36 |
1250 |
Е |
42 |
50 |
30 |
6300-18000 |
800 |
12,5 |
30,5 |
58 |
38 |
38 |
1600 |
УО |
8,5 |
10 |
8 |
630-3550 |
63 |
2,5 |
10 |
12 |
8 |
34 |
180 |
УА |
11 |
13 |
10 |
800-4500 |
90 |
3 |
13 |
15 |
10 |
34 |
450 |
УБ |
14 |
17 |
13 |
1250-8000 |
140 |
4 |
17 |
19 |
12,5 |
34 |
560 |
УВ |
19 |
22 |
18 |
2000-8000 |
224 |
5 |
19 |
25,5 |
17 |
34 |
710 |
Диаметр d и ширину В шкива, ширину ремня b выбирают из следующего ряда размеров:
10, 16, 20, 25, 32, 40, 45, 50, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 125, 140, 160, 180, 200, 224, 250, 280, 315,
355, 400, 450, 500, 560, 630, 710, 800, 900, 1000, 1120, 1250, 1400, 1600, 1800, 2000 мм.
Стандартом предусмотрены пределы d=40-2000 мм; В=16-630 мм. Ширину ремня b берут на один размер меньше
ширины шкива. Рабочая поверхность шкива может быть цилиндрической или выпуклой для центрирования ремня
на шкиве. Стрела выпуклости 0,3-6 мм (пропорционально диаметру шкива).
Клиноременная передача применяется при скорости от 5 до 30 м/с для нормального и от 5 до 40 м/с для
узкого сечения соответственно. Передаваемая мощность до 50 кВт, передаточное число n<7, число ремней
в передаче 2-8. Клиновые ремни выполняются бесконечными прорезиненными, трапецеидальной формы с несущим
слоем в виде нескольких слоев кордткани или шнура. В зависимости от соотношения ширины и высоты ремни
изготовляют трех типов: нормального, узкого и широкого, применяемого в бесступенчатых передачах
(вариаторах) по ГОСТ 24848.1-81 и ГОСТ 24848.3-81.
Стандартизированы следующие расчетные (по нейтральной линии) длины ремней: 400, 450, 500, 560, 630, 710,
800, 900, 1000, 1120, 1250, 1400, 1600, 1800, 2000,. 2240, 2500, 2800, 3150, 3550, 4000, 4500, 5000,
5600, 6300, 7100, 8000, 9000, 10 000, 11200, 12 500, 14 000, 16 000, 18 000.
Шкивы имеют в ободе канавки под клиновой ремень. Угол канавок варьируется в диапазоне от 34° до 40° и
зависит от диаметра шкива.
Поликлиновая передача
8.24. Размеры поликлиновых ремней
|
К |
2,4 |
4 |
2,35 |
1 |
355-2500 |
2-35 |
40 |
Л |
4,8 |
9,5 |
4,85 |
2,5 |
1250-4000 |
4-20 |
80 |
М |
9,5 |
16,7 |
10,35 |
3,5 |
2000-4000 |
4-20 |
180 |
Примечание. Расчетные длины ремней приняты в указанных диапазонах по 40-му ряду предпочтительных чисел.
применяется при скорости: 35-40 м/с и передаточном числе n=10-15. Ремень выполняется бесконечным
резиновым с клиновыми выступами на внутренней стороне и несущим слоем из кордшнура. Размеры ремней
приведены в справочной таблице.
Основные размеры зубчатых ремней
1 |
3-12,5 |
40-160 |
1,5 |
3-20 |
2 |
5-20 |
3 |
12,5-50 |
4 |
20-100 |
48-250 |
5 |
25-100 |
48-200 |
7 |
40-125 |
56-140 |
10 |
50-200 |
56-100 |
Примечание. Длина ремня L
p=p * z
p = m * π * z
p, где р - шаг зубьев.
Круглоременная передача
применяется для передачи малых мощностей. В таком типе передач применяют кожаные, хлопчатобумажные,
текстильные или прорезиненные ремни диаметром 4-8 мм. Шкив имеет канавку полукруглой или клиновидной
формы с углом 40°.
Зубчато-ременная передача применяется при скоростях 50 м/с и мощности до 100 кВт при передаточном числе
n:12 (20). Ее преимущества: отсутствие скольжения, малые габариты, незначительное начальное натяжение. В
соответствии с ОСТ 38 05246-81 ремни изготовляются замкнутой длины из неопрена или полиуретана и
армируются металлическим тросом.
Зубья ремней имеют трапецеидальную или полукруглую форму. Во избежание схода ремня шкивы имеют по одному
ограничительному диску с разных сторон либо малый шкив имеет два диска с обеих сторон.
Шкивы
для ременных передач изготовляются литыми, сварными или сборными. Материал и способ изготовления шкивов
определяются максимальной скоростью ремня. Получают распространение шкивы из пластмассы и текстолита
(при скорости вращения менее 25 м/с). Шкивы, работающие со скоростью более 5 м/с, подвергаются
статической балансировке, а шкивы быстропроходных передач, особенно при значительной ширине -
динамической балансировке. Величина допустимого дисбаланса приведена в справочной таблице.
Дисбаланс шкивов
6 |
от 20 до 25 |
1-6 |
3 |
от 25 до 40 |
1,0 |
2 |
от 40 |
0,5 |
Дисбаланс устраняют засверливанием отверстий на торцах обода, наплавкой, креплением груза и другими
способами. Нерабочие поверхности металлических шкивов должны быть окрашены.
Смотрите также: