Валы и оси
Валы предназначены для передачи вращающего момента и, как правило, поддержания
установленных на них деталей. Кроме вращающих моментов валы нагружены обычно поперечными силами и
изгибающими моментами.
Оси обеспечивают вращательное движение закрепленных на них деталей, нагружены поперечными силами и
изгибающими моментами, а вращающих моментов не передают. Оси бывают вращающимися и неподвижными.
Различают валы прямые и коленчатые, ступенчатые и гладкие, сплошные и пустотелые, цельные и составные, а
также гибкие проволочные. Чаще всего валы выполняют ступенчатыми, состоящими из участков различных
диаметров, называемых монтажными шейками и служащих для установки на них различных деталей. Крепление
деталей на валах во избежание проворота осуществляется с помощью шпонок, шлицев, штифтов и клиньев, а
для предотвращения осевого перемещения - втулками, запорными кольцами, винтами и прочее.
Опорные участки осей и валов называются цапфами. Цапфы могут быть цилиндрическими, коническими,
шаровыми. Цапфа, расположенная на конце вала, называется шипом, промежуточные цапфы называются шейками.
Цапфа, воспринимающая осевые усилия и расположенная перпендикулярно к оси вала, называется пятой. Пяты
могут быть плоскими, кольцевыми и гребенчатыми.
Материал валов и осей должен иметь хорошую обрабатываемость, способность подвергаться термической
обработке, высокую износостойкость. Этим требованиям отвечают стали 20, 30, 35, 40, 45 (применяются чаще
других), Ст3, Ст4, Ст5, а также модифицированные чугуны. Тяжело нагруженные валы в целях обеспечения
минимальных диаметров и повышения износостойкости цапф изготовляют из легированных сталей различных
марок.
Технические требования к валам: отсутствие износа, забоин и задиров монтажных шеек; наличие
заданных размеров и правильной геометрической формы монтажных шеек; перпендикулярность опорных уступов и
буртиков осп вала; прямолинейность оси вала и отсутствие его скрученности; отсутствие трещин, изломов;
отсутствие износа и смятия рабочих поверхностей шлицев, шпоночных пазов, резьбы.
Наиболее распространены следующие дефекты валов и способы их ремонта:
- При незначительных повреждениях (забоины, задиры), износе или нецилиндричности шеек до 0,1 мм
производят: а) доводку специальными пастами или шлифование; б) восстановление пластическим
деформированием электромеханическим способом; в) восстановление хромированием с последующим
шлифованием.
- При износе шеек более 0,1-0,2 мм конусности или овальности производят:
а) обтачивание и шлифование под ремонтный размер (уменьшение в пределах 5-10%); сопряженную деталь
при этом заменяют; б) наращивание металла металлизацией, осталиванием, а при значительном износе -
вибродуговой наплавкой с последующим обтачиванием и шлифованием; в) обтачивание отожженного вала,
напрессовка или установка на эпоксидном клее ремонтной втулки, протачивание и шлифование шейки до
нужного размера.
- При прогибе вала до 0,3 мм на 1 м длины его шлифуют. Валы диаметром 60-80 мм с прогибом до 6-8 мм
на 1 м длины правят в холодном состоянии с помощью прессов или винтовых скоб. Валы большего диаметра
и с большим прогибом правят с нагревом до температуры 600 °С. При прогибе вала до 2-4 мм на 1 м
длины возможна Правка местным наклепом. После правки для снятия внутренних напряжений вал подвергают
термообработке: нагреву до 400-450 °С с последующей выдержкой при этой температуре в течение от 0,5
до 1 часа.
- При износе шлицев, шпоночных пазов, резьбы применяют способы ремонта, приведенные в предыдущем
разделе.
Перед началом ремонта следует проверить состояние центровых гнезд и при необходимости восстановить
их шабером или обработкой на токарном станке. Валы, треснувшие и поломанные, а также скрученные
более чем на 0,25° на 1 м длины, как правило, не ремонтируют а сразу отправляют на переплавку.
Смотрите также: