|
Ремонт и сборка подшипников качения
При разборке подшипниковых узлов подшипники тщательно промывают и проверяют на пригодность для
дальнейшей эксплуатации: в случае непригодности подшипники заменяют. Возможные дефекты подшипниковых
узлов и способы их устранения приведены ниже.
Дефекты подшипниковых узлов и способы их устранения
1. Повреждение тел качения подшипника |
Подшипник заменить. |
2. Защемление тел качения вследствие неправильной регулировки |
Отрегулировать натяг в подшипниках |
3. Износ посадочных мест на валу и в корпусе |
Отремонтировать посадочные места |
4. Отсутствие смазки |
Смазать подшипники |
1. Защемление тел качения из-за чрезмерного натяга в подшипниках |
Отрегулировать натяг в подшипниках
|
2. Недостаток смазочного материала |
Добавить смазочный материал |
3. Несоосность посадочных мест на валу и в корпусе |
Устранить несоосность |
4. Загрязнение подшипника вследствие выхода из строя уплотнения |
Подшипник промыть, уплотнение заменить
При наличии цветов побежалости на кольцах и телах качения подшипник заменить |
Усталостность материала |
Подшипник заменить |
Частичный износ рабочих поверхностей подшипника |
Допустимое увеличение зазоров по сравнению с начальными: для опор
шпинделей и точных валов - 25 %, для остальных опор: в 3-4 раза. При больших зазорах подшипник
следует заменить |
Поля допусков посадочных поверхностей валов и отверстий в корпусах для сопряжения
с подшипниками качения
5 и 4 |
n5, m5, k5, js5 |
M6, K6, Js6, H6 |
0 и 6 |
n6, m6, k6, js6 |
M7, K7, Js7, H7, G7, H8, H9 |
5 и 4 |
h5, g5 |
N6, M6, K6 |
0 и 6 |
h5, g5 |
P7, N7, M7, K7 |
При сборке подшипниковых узлов должны выполняться следующие технические условия:
1.
Кольца и тела качения подшипника должны быть чистыми, без заметных дефектов. При вращении от руки
подшипник должен вращаться свободно, без значительного шума. Новый подшипник с неповрежденной упаковкой
и незагустевшей смазкой можно не промывать. Загрязненные подшипники промывают в бензине с добавлением
6-8 % минерального масла или в масле (Индустриальное 12 или 20) в ванне с электроподогревом при
температуре 60-90 °С в течение 15-20 мин. Сильно загрязненные подшипники промывают дважды. После
промывки подшипник просушивают на бумаге или с помощью сжатого воздуха. Пятна коррозии на подшипнике
удаляют мягкой шкуркой и пастой ГОИ с последующей промывкой.
2. Осевой и радиальный зазоры в подшипнике должны быть в допускаемых пределах. Схема замера зазоров
приведена на схеме. Величина начальных зазоров для подшипников различных типов приведена в специальной
литературе.
Точность форм посадочных поверхностей под подшипник качения
Овальность и конусность шейки вала для
подшипников на закрепительных втулках |
1/4
допуска на диаметр посадочной поверхности вала |
Торцевое биение заплечиков вала, мкм, при
диаметре, мм: |
до 50 |
20 |
10 |
7 |
4 |
свыше 50 до 120 |
25 |
12 |
8 |
6 |
свыше 120 до 250 |
30 |
15 |
10 |
8 |
Торцевое биение заплечиков отверстия в корпусе,
мкм, при диаметре, мм: |
до 80 |
40 |
20 |
13 |
8 |
свыше 80 до 120 |
45 |
22 |
15 |
9 |
свыше 120 до 150 |
50 |
25 |
18 |
10 |
свыше 150 до 180 |
60 |
30 |
20 |
12 |
свыше 180 до 250 |
70 |
35 |
23 |
14 |
свыше 250 до 315 |
80 |
40 |
27 |
16 |
3. Посадочные места в корпусе и на валу должны быть точно и чисто обработаны. Перед сборкой
подшипникового узла посадочные места промывают керосином, просушивают и смазывают. Механические
повреждения, забоины, вмятины, следы коррозии устраняют. Диаметры шеек валов контролируют с помощью
предельных скоб и микрометров, а диаметры отверстий корпусов - предельными пробками, индикаторными
нутромерами или штихмассами.
4. Во избежание перекоса радиус закругления галтели на валу (при отсутствии кольцевой проточки или
выточки) должен быть меньше, чем радиус фаски у подшипника. Величину радиуса галтели проверяют с помощью
радиусомера или шаблона.
5. Упорный заплечик вала или отверстия в корпусе должен быть перпендикулярен к посадочным поверхностям.
Допускаемое торцовое биение приведено в таблице. Перпендикулярность заплечиков вала и корпуса оси
посадочного места проверяют угольником или индикатором.
Шероховатость посадочных поверхностей вала и корпуса под подшипники качения
0 |
6,3 |
1,25 |
10 |
2,50 |
6 и 5 |
3,2 |
0,63 |
6,3 |
1,25 |
4 |
1,6 |
0,25 |
3,2 |
0,63 |
0 |
6,3 |
1,25 |
10 |
2,50 |
6,5 и 4 |
3,2 |
0,63 |
6,3 |
1,25 |
0 |
10 |
2,50 |
10 |
2,50 |
6,5 и 4 |
6,3 |
1,25 |
10 |
2,50 |
6. Недопустимо попадание в подшипниковый узел грязи или абразива, что приводит к ускоренному изнашиванию
подшипника.
7. При правильной сборке подшипник должен работать плавно и бесшумно, а также не нагреваться выше 70
°С.
8. Выбор посадки подшипника на вал и в отверстие корпуса зависит от типа машины, требований к точности
вращения, характера нагрузки, типа, размера и условия монтажа подшипника. Необходимая посадка подшипника
обеспечивается за счет допусков на диаметры вала и отверстия корпуса. На сборочных чертежах и чертежах
деталей рядом с номинальным размером дается условное обозначение поля допуска только поверхности,
сопряженной с подшипником.
9. Для обеспечения правильной установки подшипника на вал и в корпус следует применять специальные
приспособления. При запрессовке подшипника на вал или в корпус используют монтажные трубы из мягкого
металла, винтовые и гидравлические прессы. Усилие запрессовки прикладывается к тому кольцу подшипника,
которое устанавливается с натягом, а при запрессовке одновременно на вал и в корпус - к обоим кольцам.
Для облегчения работы вал может охлаждаться, а корпус нагреваться, подшипник, соответственно, либо
нагреваться, либо охлаждаться.
10. После сборки проверяют по периметру прилегание подшипника к заплечику вала и корпуса, вхождение щупа
0,03 мм и более не допускается.
11. Отсутствие перекоса подшипника при установке его вместе с валом в корпус проверяют свободным
проворотом вала вручную.
12. Во избежание защемления тел качения подшипники, устанавливаемые с предварительным натягом, должны
иметь плавный ход и незначительный шум при провороте от руки, а в подшипниках без предварительного
натяга, кроме того, должен ощущаться небольшой осевой люфт.
Смотрите также:
|
|