Уплотнения подшипниковых узлов
Служат для защиты подшипника от пыли, грязи, металлической стружки, опилок, влаги и прочих посторонних
включений, а также от утечки из него смазки. В случае применения пластичного смазочного материала
уплотнение защищает подшипниковый узел от попадания в него масла из корпуса.
Основные типы уплотняющих устройств:
1. Войлочные и фетровые кольца прямоугольного сечения. Внутренний диаметр кольца равен диаметру вала,
наружный - диаметру канавки, ширина кольца для валов диаметром 10-35 6 мм, 40-70 9 мм, 75-110 12 мм.
Кольцо, деформируясь в канавке крышки или корпуса, прижимается к валу и уплотняет узел.
Применяются преимущественно при пластичном смазочном материале и, реже, при жидком, допуская окружную
скорость до 7-8 м/с при полированной и до 4 м/с при шлифованной поверхности вала. Надежны против пыли и
грязи, но менее надежны против вытекания масла. Шероховатость поверхности вала под уплотнением должна
быть R
a=0,8-0,4 мкм.
Имеют место конструкции с несколькими кольцами и с подтяжкой кольца гайками, дополнительными крышками,
пружинами. Монтаж колец ведут с помощью конусных оправок, предварительно пропитав кольцо горячим
минеральным маслом.
корпусом, а при жидком - между подшипником и валом. Для лучшего уплотнения на точеной шайбе могут
выполняться треугольные проточки. Служат для удержания масла защиты от загрязнения, а также для
предохранения от попадания в подшипник излишнего смазочного материала.
2. Манжетные уплотнения имеют различные конструкции с уплотняющим элементом из кожи, резины или
синтетических материалов, закрепленным в металлическом корпусе, или армированные металлическим каркасом.
В зависимости от предпочтительности защиты от пыли или от утечки смазочного материала манжету
устанавливают уплотняющей кромкой к подшипнику или наоборот.
Допускаемая окружная скорость зависит от материала манжеты и составляет обычно 10 м/с, хотя может
достигать и 20 м/с. Допускаемое избыточное давление 0,05 МПа. Шероховатость поверхности вала под
уплотнением Ra=0,4-0,2 мкм, желательно полирование. Предельное радиальное биение при частоте вращения
вала до 500 оборотов в минуту - 0,20 мм, от 500 до 1500 оборотов - 0,15 мм, свыше 1500 оборотов - 0,08
мм.
При монтаже манжеты на валу следует использовать манжетную втулку, если на валу отсутствует заходная
фаска или если манжета при установке проходит через шлицы, резьбу и пазы. Запрессовывать манжеты в
посадочное отверстие следует с помощью специальной оправки.
3. Лабиринтные уплотнения имеют вращающуюся вместе с валом втулку с выступами,
заходящими во впадины неподвижной крышки или корпуса. Образующийся зазор (в радиальном направлении
0,2-0,5 мм, в осевом-1,0-2,5 мм) сложной формы за счет затекающего в него и удерживающегося там
смазочного материала уплотняет узел. Применяются при всех видах смазки и любых окружных скоростях.
Отсутствуют потери на трение и износ деталей уплотнения.
4. Кольцевые проточки (три или четыре) в крышке с радиусом 1,5-2,5 мм в зависимости от диаметра вала.
Смазочный материал, попадая в канавки, удерживается в них и уплотняет узел.
5. Защитные шайбы, точеные или штампованные. При пластичном смазочном материале чаще ставятся между
подшипником и корпусом, а при жидком - между подшипником и валом. Для лучшего уплотнения на точеной
шайбе могут выполняться треугольные проточки. Они служат для удержания масла, защиты от загрязнения, а
также для предохранения от попадания в подшипник излишнего смазочного материала.
6. Маслоотбойные кольца и канавки. Применяются при жидком смазочном материале и высоких окружных
скоростях (более 1м/с). На валу ставится разрезное или цельное кольцо, выполняется выступ заодно с валом
или протачиваются канавки. Центробежная сила отбрасывает масло с выступающих гребней вала в кольцевую
канавку крышки, откуда оно через отверстия стекает в корпус. Применение колец или выступа на валу
требует разъемной конструкции, крышки.
7. В случае нежелательности установки уплотнительных устройств вследствие ограничения габаритов или
неудобств обслуживания применяют подшипники, изготовленные заодно с одной или двумя защитными шайбами,
предохраняющими подшипник от загрязнения и удерживающими смазочный материал. Подшипник с двусторонним
уплотнением заполняется на заводе-изготовителе пластичным смазочным материалом.
Смотрите также: