Классификация подшипников скольжения
По конструктивным особенностям подшипники скольжения делятся на следующие типы:

1. Неразъемные нерегулируемые, которые состоят из цилиндрической втулки, называемой вкладышем, и
корпуса, прикрепляемого к машине или составляющего с ней одно целое. Гладкая или с буртом втулка
запрессовывается в корпус либо ставится по одной из переходных посадок и стопорится винтом или штифтом.
Толщина стенки втулки от 2 до 10 мм соответственно для валов диаметром 10-100 мм. Как правило, в
качестве материала для втулки применяют бронзу, баббиты, чугун, пластмассы, металлокерамика и другие
материалы. При значительных габаритах вкладыш выполняется биметаллическим с нанесением различными
способами слоя антифрикционного материала на чугунную или стальную втулку. Для подачи смазочного
материала имеются соответствующие отверстия, для равномерного его распределения по и длине подшипника -
масляные канавки, а для обеспечения постоянной смазки нагруженной зоны подшипника - масляный карман
(холодильник)
2. Неразъемные регулируемые с внутренним корпусом. Представляют собой цилиндрическую втулку из бронзы
или антифрикционного чугуна с конусным отверстием и наружной резьбой с обоих концов для двух
регулировочных гаек. Зазор между валом и вкладышем регулируется осевым перемещением втулки. Штифт
предохраняет втулку от проворачивания при регулировании. Данный тип подшипников скольжения применяется
для опор шпинделей.
3 Неразъемные регулируемые с наружным конусом. Представляют собой втулку с цилиндрическим отверстием,
наружным конусом и сквозной прорезью. Зазор между валом и вкладышем регулируется осевым перемещением
втулки и ее сжатием при этом за счет имеющейся прорези. Болт с конусной головкой фиксирует положение
подшипника.
4. Разъемные. Состоят из корпуса и крышки, внутри которых установлены вкладыши из бронзы,
антифрикционного чугуна или биметаллические. Обычно в верхнем вкладыше выполняются отверстия для подвода
смазочного материала и смазочная канавка. Крышка и корпус с разъемом в горизонтальной или наклонной
плоскости соединяются двумя либо четырьмя резьбовыми крепежными деталями. Для их разгрузки от поперечных
усилий и взаимного центрирования стык крышки с корпусом выполняется с уступом или же ставятся два
штифта.
Толстостенные (свыше 3 мм) вкладыши имеют борта для фиксации в осевом направлении, а для предохранения
от проворота - штифт, винт, втулку. В тонкостенных (до 3 мм) вкладышах для этих целей выполняется
выступ, входящий в выемку корпуса. Зазор между валом и вкладышем регулируется за счет комплекта
прокладок между корпусом и крышкой одинаковой толщины с обеих сторон вкладыша. Самая тонкая прокладка
располагается у крышки.
5. Самоустанавливающиеся цельные. Служат для компенсации перекосов осей вала и отверстия опоры за счет
сферической поверхности сопряжения вкладыша и корпуса. Чаще применяются для многоопорных валов.
6. Сегментные самоустанавливающиеся подшипники. Вкладыши подшипников состоят из трех и более подушек
сегментной формы, равномерно расположенных по окружности таким образом, что могут свободно
устанавливаться относительно шейки вала, поворачиваясь в осевой и радиальной плоскостях. Подшипники
обеспечивают безвибрационную работу узла.
7. Многоклиновые цельные регулируемые. Вкладыш имеет конусную наружную поверхность. При осевом
перемещении вкладыш за счет вращения гайки сжимается, образуя с валом несколько суживающихся зазоров.
Получаемые таким образом несколько масляных клиньев обеспечивают валу хорошее центрирование и
безвибрационную работу.
8. Газостатические. В зазор между шейкой вала и вкладышем в нескольких местах подается под давлением
воздух, обеспечивающий воздушную смазку. Опоры обладают минимальным моментом трения. Применяются для
подшипников с малыми нагрузками и высокими скоростями скольжения.
9. Гидростатические. Вкладыш имеет несколько (обычно четыре) несущих камер, куда под давлением подается
масло. Опоры обладают ничтожно малым коэффициентом трения при трогании с места (до 10-6). Применяются
при необходимости высокой точности вращения, а также для тяжелонагруженных валов.
10. Гидро- и газодинамические. При определенных значениях зазора между шейкой и вкладышем и скорости
выше минимальной за счет гидро- и газодинамического эффекта данные опоры обеспечивают жидкостное трение
в подшипнике, т.е. отсутствие непосредственного контакта между шейкой вала и вкладышем. Применяются для
опор шпинделей при высоких частотах вращения.
Материал втулок и вкладышей подшипников скольжения выбирают в зависимости от условий эксплуатации.
11. Подпятники. Воспринимают осевые силы. Рабочая поверхность - круг или кольцо. По типам делятся на:
гладкие и сегментные с неподвижным подпятником, сегментные самоустанавливающиеся, гребенчатые,
гидростатические. Материал подпятника: чугун, сталь, бронза, алюминиевые сплавы, баббиты, дерево, а
также сталь с заливкой опорной поверхности баббитом.
Материалы подшипников скольжения
оловянные
Б88 Б83, Б83С |
50 |
15-20 |
Заливка вкладышей, работающих с ударными нагрузками и высокой
напряженностью |
50 |
10-15 |
свинцовые
Б16, БН |
30 |
7,6-10 |
Заливка вкладышей, работающих при спокойной нагрузке и средней напряженности
|
кальциевые
БКА, БК2 |
- |
- |
Заливка вкладышей при средних нагрузках и скоростях |
свинцовая
БрСЗО |
50 |
15-20 |
Заливка стальных вкладышей, работающих при высоких скоростях и нагрузках |
оловянно-фосфористая
БР ОФ 10-1 |
10-15 |
15 |
Изготовление вкладышей для ответственных подшипников при высокой нагрузке и
средних скоростях |
оловянно-цинковые
Бр ОЦС6-3-3, Бр ОЦС5-5-5 |
6-10 |
8-10 |
Вкладыши подшипников при средних скоростях и нагрузках |
безоловянные
Бр АЖ9-4, Бр АЖЮ-4-4 |
5-6 |
15 |
Вкладыши подшипников при работе с невысокими скоростями и повышенными
нагрузками |
Цинковые сплавы
ЦАМ10-5Л, ЦАМ9-1.5Л |
8-10 |
10-15 |
Заливка и изготовление целых вкладышей, работающих при средних скоростях и
нагрузках с умеренной напряженностью |
Антифрикционные чугуны
АЧС-1, АЧС-2 |
5 |
20 |
Изготовление вкладышей для работы в паре с термически обработанным валом при
безударной нагрузке |
Металлокерамика, бронзографит, железографит |
10-20 |
5-10 |
Изготовление вкладышей прессованием для работы с ограниченной смазкой |
Для смазки подшипников скольжения обычно используют жидкие минеральные масла. При малых скоростях и
высоких нагрузках применяют пластичные смазочные материалы. Для неметаллических подшипников (текстолит,
древеснослоистые пластики, пластмассы, резина), кроме того, может быть использована вода. При высокой
рабочей температуре следует применять графитовую смазку. Методы смазывания: периодическое смазывание
через смазочное отверстие и непрерывное - циркуляционное, кольцевое и капельное.
Зазоры между валом и подшипником
10-18 |
30 |
70 |
50-80 |
60 |
120 |
18-30 |
40 |
85 |
80-120 |
70 |
150 |
30-50 |
50 |
100 |
120-150 |
80 |
180 |
Технические требования к подшипникам скольжения:
1. Предельные отклонения отверстий во втулках и вкладышах — по H7, H8, H9, а цапфы вала — по f, e и d в
7, 8 и 9-м квалитетах в зависимости от назначения подшипников. Шероховатость поверхности Ra в пределах
от 1 мкм (для 7-го квалитета) до 3 мкм (для 9-го квалитета).
2. Отверстие в подшипнике должно иметь правильную цилиндрическую форму.
3. Торцы подшипника должны быть перпендикулярны оси отверстия.
4. Отверстия всех опор вала должны быть соосны.
5. Вкладыши разъемных подшипников должны быть пригнаны к гнездам корпуса до полного отсутствия люфта.
Допускается лишь закусывание щупа 0,04 мм в отдельных местах на длине не более 20 мм. Бурт вкладыша
должен плотно прилегать к торцу корпуса, прохождение щупа 0,05 мм недопустимо. Прилегание вкладыша к
торцу проверяется по краске: число несущих пятен от 6 до 8.
6. Вкладыши должны быть надежно закреплены в корпусе от проворота и осевого смещения.
7. При отсутствии данных о посадке цапфы и вкладыша зазор между ними может быть выбран по справочной
таблице.
8. Слой залитого в подшипниках баббита должен быть ровным, чистым, без раковин и отслоений.
9. Регулировочные прокладки в разъемном подшипнике не должны выступать за габариты подшипника, а их
толщина не должна превышать 2 мм.
10. Растачивание и развертывание отверстия вкладыша должны производиться после его установки и
закрепления в корпусе подшипника.
11. Канавки для жидкого смазочного материала должны быть расположены в середине ненагруженной зоны
вкладыша, а для пластичного смазочного материала - тем ближе к зоне давления, чем медленнее вращается и
тяжелее нагружен вал. Канавка должна выполняться длиной равной 80% длины подшипника и не доходить до
торца подшипника на 10% длины. Форма канавки: для горизонтальных подшипников - прямолинейная или
изогнутая, для вертикальных подшипников - кольцевая у верхнего конца вкладыша или спиральная с
направлением спирали противоположно направлению вращения, для подпятников - кольцевая. При вращающемся
на неподвижной цапфе подшипника, канавка выполняется на цапфе.
профили и размеры канавок, мм
 |
До 60 |
3 |
1,5 |
90-110 |
6 |
2,0 |
180-260 |
10 |
2,5 |
60-75 |
4 |
1,5 |
110-140 |
7 |
2,5 |
260-380 |
12 |
3 |
75-90 |
5 |
2,0 |
140-180 |
8 |
2,5 |
380-500 |
16 |
4 |
Смотрите также: