Ремонт подшипников скольжения
Основными дефектами подшипников скольжения являются: износ и искажение формы рабочих поверхностей;
отслоение, выкрошивание или частичное выплавление баббита; риски, увеличенные зазоры, сколы, трещины,
раковины на поверхностях скольжения; искажение профиля смазочных канавок; отсутствие запаса на
регулирование в подшипниках с регулируемым зазором; износ торцов вкладышей; нарушение крепления втулок и
вкладышей; поломка деталей корпуса и крышки, срыв резьбы, засорение и повреждение маслоподводящих
отверстий и трубопроводов.
Следствием износа рабочих поверхностей подшипника является увеличение зазора, появление овальности,
конусо- и бочкообразности. Величину зазора определяют щупом, а для разъемных подшипников также с помощью
двух-трех свинцовых проволочек или пластинок, закладываемых между валом и вкладышем в разобранный
подшипник. Размер отверстия для сравнения его с диаметром вала и определения таким образом зазора, а
также погрешность формы отверстия устанавливают микрометрическим или индикаторным нутромером.
В неразъемных нерегулируемых подшипниках скольжения при износе втулку заменяют либо ремонтируют. Новую
втулку изготовляют с наружным диаметром под запрессовку в корпус и припуском по внутреннему диаметру под
последующую развертку или растачивание до нужного размера.

Запрессовывают втулку прессами, винтовыми приспособлениями или вручную молотком. Чтобы избежать перекоса
и деформации втулки при запрессовке, применяют оправку или направляющие кольца. Запрессованную в корпус
втулку стопорят от проворота и осевого смещения с помощью винтов или штифтов, а затем развертывают или
растачивают до нужного размера. Обработку нескольких втулок, расположенных на одной оси, ведут одной
разверткой или набором разверток с одной установки с целью обеспечения соосности отверстий.
Изношенные втулки ремонтируют следующими способами:
- Развертка или растачивание втулки с последующим шабрением под ремонтный размер при увеличении
диаметра вала наращиванием.
- Уменьшение внутреннего диаметра втулки осадкой с последующим развертыванием.
- Биметаллические втулки перезаливают баббитом в следующем порядке: сначала нагревают втулки до
температуры плавления баббита, слив расплавленного металла, очищение втулки от остатков баббита и
грязи, обезжиривание поверхности погружением в нагретый до 70-80 °С раствор каустической соды,
промывка в горячей воде, лужение внутренней поверхности припоем ПОС-30 или ПОС-50 и немедленная
заливка (в том числе и центробежная) баббитом, нагретым до температуры заливки, с установкой внутрь
втулки стержня из листовой стали, трубы или дерева.
температура плавления и заливки баббита различных марок
плавление |
320 |
370 |
400 |
400 |
410 |
280 |
440 |
заливка |
380-420 |
440-420 |
440-460 |
480-500 |
480-500 |
340-380 |
480-500 |
- Уменьшение внутреннего диаметра втулки вырезанием сектора и сжатием втулки, запаивание шва,
наращивание металлизацией или наплавкой наружной поверхности, ее обработка, растачивание и шабрение
внутренней поверхности.
- При ослаблении посадки втулки в корпусе наружный диаметр ее увеличивается осадкой, металлизацией
или электролитическим наращиванием.

В разъемных
регулируемых подшипниках вкладыши при больших износах (толщина оставшейся регулировочной прокладки менее
0,5 мм) заменяют новыми или восстанавливают заливкой.
Порядок изготовления вкладыша следующий: изготовление втулки, разрезание ее на две половины;
припиливание плоскостей разъема по плите; сборка вкладыша из двух половин с прокладками и фиксация
паянием; окончательная обработка наружной и внутренней цилиндрических поверхностей вкладыша;
разъединение половин; шабрение плоскостей разъема до 4-6 пятен; шабрение наружной цилиндрической
поверхности нижнего вкладыша по корпусу, а верхнего - по крышке при условии их посадки в корпус и крышку
с небольшим натягом; разметка отверстия в нижнем вкладыше под штифт, предохраняющий от проворачивания,
по бумажному шаблону, обжимаемому по корпусу; сверление несквозного отверстия под штифт; сверление по
крышке смазочного отверстия в верхнем вкладыше; разметка смазочной канавки; вырубание крейцмейселем с
закругленной режущей кромкой и обработка напильниками смазочной канавки; пришабривание внутренней
цилиндрической поверхности вкладыша по шейке вала или шпинделя.
При небольших износах и увеличении зазора в разъемных регулируемых подшипниках убирают (или заменяют)
нужную прокладку из комплекта, а правильность геометрической формы отверстия восстанавливают шабрением
трехгранными или специальными шаберами. Порядок работ при этом следующий:
- проверка по краске и с помощью щупа, а при необходимости пригонка наружной цилиндрической
поверхности и буртиков к корпусу и крышке;
- зачистка смазочных канавок и холодильников;
- предварительное шабрение нижнего вкладыша по шейке вала или шпинделя с установкой в корпусе или
специальном приспособлении (рекомендуется одновременное шабрение нижних вкладышей переднего и
заднего подшипников);
- предварительное шабрение верхнего вкладыша по шейке вала или шпинделя;
- окончательное шабрение нижнего и верхнего вкладышей до получения нужного числа пятен при условии
равномерного их расположения и покрытия не менее 75% поверхности;
- затягивание гаек подшипника динамометрическим ключом с постоянным усилием крест-накрест, начиная
со среднего подшипника (при его наличии);
- проверка легкости проворота шпинделя от руки;
- проверка масляного зазора щупом или свинцовыми проволочками;
- при недостаточном зазоре его увеличивают шабрением поверхности;
- проверка нутромером овальности и конусности отверстия вкладыша;
- проверка индикатором биений вала, установленного в отремонтированном подшипнике.
качество шабрения подшипников скольжения
Внутренняя поверхность отверстия при диаметре: |
до 120 мм |
16 |
свыше 120 мм |
10 |
Наружная цилиндрическая поверхность |
6-8 |
Торцовая поверхность буртов, упорных колец, установочных гаек |
12-14 |
Неразъемные регулируемые подшипники с внутренним конусом при износе и искажении формы ремонтируют
подтяжкой втулки с помощью установочных гаек и шабрением внутренней поверхности втулки по шейке вала.
Окончательное шабрение производят без краски - «на блеск». При использовании всей резьбы втулку заменяют
новой или наращивают по внутренней поверхности с последующим растачиванием и пригонкой по шейке
вала.
Неразъемные регулируемые подшипники с наружным конусом при износе ремонтируются сжатием втулки при ее
осевом перемещении с помощью установочных гаек и шабрением по шейке вала. При использовании всей резьбы
для гайки наружная поверхность втулки может быть наращена металлизацией или наплавкой с последующей
обработкой.
Для всех типов подшипников при ремонте должны тщательно прочищаться, проверяться и при необходимости
восстанавливаться смазочные отверстия и канавки.
Смотрите также: