Муфты и тормоза
Приводные муфты предназначены для передачи крутящего момента между двумя валами или валом и
установленными на нем деталями. По характеру работы и назначению различают муфты постоянные
соединительные, сцепные (управляемые) и самоуправляемые.

К постоянным соединительным муфтам относятся:
1. Глухие - втулочная и фланцевая (поперечно-свертная) и другие, создающие взаимную неподвижность
соединяемых валов. Не допускают несоосности валов и применяются при возможности регулировки положения
одного из валов. Имеют простую конструкцию и малые габариты. Не смягчают толчков и ударов.
2. Подвижные муфты - жесткие компенсирующие. К данному виду муфт можно отнести следующие варианты:
зубчатая, цепная, крестовая, с подвижным сухарем, шарнирная и упругие: втулочно-пальцевая, с упругими
элементами различной формы, пружинная, допускающие небольшие осевые, радиальные и угловые смещения
соединяемых валов, за счет чего компенсируют неточность монтажа. Упругие муфты смягчают толчки и удары.


К сцепным (управляемым) муфтам относятся кулачковая, зубчатая и фрикционная (дисковая, конусная,
многодисковая и др.). Предназначены для соединения или разъединения валов, а также вала и установленных
на нем деталей.
К самоуправляемым муфтам относятся:
1. Предохранительные - фрикционная, пружинно-кулачковая, пружинно-шариковая, муфты с разрушающимся
элементом. Предназначены для ограничения передаваемого крутящего момента.
2. Обгонные свободного хода - кулачковая, храповая, фрикционная (роликовая) и др. Данный тип
предназначен для передачи крутящего момента только в одном направлении.
3. Центробежные - колодочная, ленточная, дисковая, конусная, шариковая, порошковая и др. Предназначены
для автоматического соединения и разъединения валов при достижении определенной частоты вращения.
Тормоза предназначены для быстрой остановки вращающихся деталей. Обычно они расположены на наиболее
быстроходных валах. Наиболее распространены следующие типы тормозов.
1. Конусные и дисковые. Устроены как соответствующие фрикционные муфты, но одна из полумуфт или обойма
(для многодискового тормоза) соединена жестко с корпусом.
2. Колодочные. Имеют обычно две колодки, расположенные шарнирно на рычагах и охватывающие (или
распирающие) тормозной диск. Усилие торможения создается пружиной и регулируется гайками.
Растормаживание осуществляется электромагнитом. Материал колодок - чугун с наклеенными или приклепанными
накладками из ферродо и других фрикционных материалов.
3. Ленточные тормоза. Имеют стальную ленту с накладками из фрикционного материала, прикрепленную концами
к рычагу и охватывающую тормозной диск. Усилие торможения создается грузом (или пружиной). Величина
тормозного момента зависит от положения груза на рычаге, фиксируемого винтом. Регулировка тормоза
осуществляется гайками. Тормоз размыкается с помощью электромагнита.

Технические требования к муфтам и тормозам:
1. Полумуфты и тормозные шкивы должны надежно крепиться на валах; крепежные детали не должны выступать
из корпуса.
2. Величины осевого, радиального и углового смещений соединяемых валов при монтаже муфт не должны
превышать допускаемых для муфты данного типа.
3. Нагрев фрикционных муфт и тормозов не должен превышать допустимого 65-100 °С в зависимости от
конструкции.
4. Регулировка сцепных муфт должна обеспечивать полное вхождение в зацепление кулачков и зубьев и сжатие
дисков при включении муфты и наоборот.
5. Регулировка фрикционных муфт должна обеспечивать запас сцепления (отношение передаваемого муфтой
допускаемого крутящего момента к максимальному рабочему) в пределах 1,3-1,5. Для тормозов коэффициент
запаса сцепления равен 2.
6. Быстроходные муфты и шкивы должны быть отбалансированы.
7. Необходим строгий контроль за уровнем и периодичностью смены масла в муфтах, работающих со
смазкой.
Смотрите также: