Очистка и промывка деталей.
После разборки машины сборочные единицы и отдельные детали должны быть очищены и промыты от грязи,
стружки, посторонних частиц, нагара, смазки, охлаждающей жидкости с целью выявления дефектов, улучшения
санитарных условий ремонта, а также для подготовки деталей к операциям восстановления и окраски.
Способы очистки деталей:
1. Механический.
Ржавчину, старую краску, затвердевший смазочный материал и нагар удаляют с деталей ручными или
механизированными щетками, шарошками, скребками, шаберами, различными машинками.
2. Абразивный. Очистку ведут с помощью пескоструйной или гидропескоструйной обработки детали.
3. Термический. Старую краску, ржавчину удаляют нагревом поверхности детали пламенем паяльной лампы или
газовой горелки.
4. Химический. Остатки смазочного материала, охлаждаю, щей жидкости, старой краски удаляют специальными
пастами и смывочными растворами, в состав которых входят каустическая сода, негашеная известь, мел,
мазут и др.
Промывку деталей производят водными щелочными растворами и органическими растворителями. Сначала в
горячем растворе, затем в чистой горячей воде. После этого деталь тщательно высушивают сжатым воздухом и
салфетками. В щелочных растворах не промывают детали с элементами из цветных металлов, пластмасс,
резины, тканей. Детали с полированными и шлифованными поверхностями следует промывать отдельно.
Способы промывки деталей:
1. Ручной. Промывку ведут в двух ваннах, заполненных органическим растворителем (керосином, бензином,
дизельным топливом, хлорированными углеводородами). Первая ванна предназначена для замачивания и
предварительной промывки, вторая — для окончательной промывки. Мойку ведут с использованием щеток,
крючков, скребков, обтирочного материала и др.
2. В баках методом погружения. Промывку производят в стационарном или передвижном баке с сеткой, на
которую укладывают детали, и трубкой с электроспиралью или змеевиком для подогрева до температуры 80—90
°С моющего раствора. В качестве последнего используют водные растворы различных комбинаций из мыла,
кальцинированной соды, тринатрийфосфата, каустической соды, нитрита натрия с добавлением к ним
поверхностно-активных веществ: сульфанолов, продукта ДС—РАС и эмульгаторов.
3. В моечных машинах. Стационарные или передвижные машины различных
конструкций имеют одну камеру (только для промывки), две (для промывки и ополаскивания) или три (для
промывки, ополаскивания и сушки). Промывку производят нагретыми до 70—90 °С моющими растворами ранее
приведенного состава, направляемыми на детали под давлением через, специальные сопла. Детали поштучно
или в корзинах подаются на транспортер. Оборудование для мойки может быть шнекового, тупикового или
проходного типов, в том числе с автоматическим циклом обработки. После мойки детали промывают горячей
водой и сушат струей горячего (60—70 °С) воздуха, а ответственные детали протирают салфетками.
4. Ультразвуковой. Промывку производят в специальной ванне с подогревом моющей жидкости (щелочные
растворы или органические растворители). В ванне размещается источник ультразвуковых колебаний,
создающий упругие волны высокой частоты, которые ускоряют отрыв загрязнений от поверхности детали. Время
очистки деталей, размещаемых в ванне в специальной сетчатой корзине, занимает несколько минут.
Последующее пассивирование деталей проводят их выдержкой в водном растворе 10—15 % нитрита натрия при
температуре 60—70 °С. Сушат детали продувкой горячим воздухом или азотом.
При очистке и мойке деталей
следует соблюдать следующие меры безопасности:
1) в помещении, где производится промывка, должна быть установлена приточно-вытяжная вентиляция с
возможностью принудительной продувки в случае аварии или разлива токсичных веществ; 2) учитывая
токсичность моющих средств, необходимо использование средств индивидуальной защиты таких как: защитных
паст для рук, использование очков, резиновых перчаток, фартуков и специальной обуви, стойкой к
агрессивной среде; 3) при использовании горючих моющих средств не допускается применение
электроинструмента и открытого пламени.
Смотрите также: