Дефектация деталей.
Очищенные детали подвергают дефектации с целью оценки их технического состояния, выявления дефектов и
установления возможности дальнейшего использования, необходимости ремонта или замены. При дефектации
выявляют: износы рабочих поверхностей в виде изменений размеров и геометрической формы детали; наличие
выкрошиваний, трещин, сколов, пробоин, царапин, рисок, задиров и т. п.; остаточные деформации в виде
изгиба, скручивания, коробления; изменение физико-механических свойств в результате воздействия теплоты
или среды.
Способы выявления дефектов:
1. Внешний осмотр. Позволяет определить значительную часть дефектов: пробоины, вмятины, явные трещины,
сколы, значительные изгибы и скручивания, сорванные резьбы, нарушение сварных, паяных и клеевых
соединений, выкрошивания в подшипниках и зубчатых колесах, коррозию и др.
2. Проверка на ощупь. Определяется износ и смятие резьбы на деталях, легкость проворота подшипников
качения и цапф вала в подшипниках скольжения, легкость перемещения шестерен по шлицам вала, наличие и
относительная величина зазоров сопряженных деталей, плотность неподвижных соединений.
3. Простукивание. Деталь легко остукивают мягким молотком или рукояткой молотка с целью обнаружения
трещин, о наличии которых свидетельствует дребезжащий звук.
4. Керосиновая проба. Проводится с целью обнаружения трещины и ее концов. Деталь либо погружают на 15-20
мин в керосин, либо предполагаемое дефектное место смазывают керосином. Затем тщательно протирают и
покрывают мелом. Выступающий из трещины керосин увлажнит мел и четко проявит границы трещины.
5. Измерение. С помощью измерительных инструментов и средств определяется величина износа и зазора в
сопряженных деталях, отклонение от заданного размера, погрешности формы и расположения
поверхностей.
6. Проверка твердости. По результатам замера твердости поверхности детали обнаруживаются изменения,
произошедшие в материале детали в процессе ее эксплуатации.
7. Гидравлическое (пневматическое) испытание. Служит для обнаружения трещин и раковин в корпусных
деталях. С этой целью в корпусе заглушают все отверстия, кроме одного, через которое нагнетают жидкость
под давлением 0,2-6,3 МПа. Течь или запотевание стенок укажет на наличие трещины. Возможно также
нагнетание воздуха в корпус, погруженный в воду. Наличие пузырьков воздуха укажет на имеющуюся
неплотность.
8. Магнитный способ. Основан на изменении величины и направления магнитного потока, проходящего через
деталь, в местах с дефектами. Это изменение регистрируется нанесением на испытуемую деталь
ферромагнитного порошка в сухом или взвешенном в керосине (трансформаторном масле) виде: порошок оседает
но кромкам трещины. Способ используется для обнаружения скрытых трещин и раковин в стальных и чугунных
деталях. Применяются стационарные и переносные (для крупных деталей) магнитные дефектоскопы.
9. Ультразвуковой способ. Основан на свойстве ультразвуковых волн отражаться от
границы двух сред (металла и пустоты в виде трещины, раковины, непровара). Импульс, отраженный от
дефектной полости, регистрируется на экране установки, определяя место дефекта и его размеры.
Применяется ряд моделей ультразвуковых дефектоскопов.
10. Люминесцентный способ. Основан на свойстве некоторых веществ светиться в ультрафиолетовых лучах. На
поверхность детали кисточкой или погружением в ванну наносят флюоресцирующий раствор. Через 10—15 мин
поверхность протирают, просушивают сжатым воздухом и наносят на нее тонкий слой порошка (углекислого
магния, талька, силикагеля), впитывающего жидкость из трещин или пор. После этого деталь осматривают в
затемненном помещении в ультрафиолетовых лучах. Свечение люминофора укажет расположение трещины.
Используются стационарные и переносные
дефектоскопы. Способ применяется в основном для деталей из цветных металлов и неметаллических
материалов, так как их контроль магнитным способом невозможен.
По результатам дефектоскопии, детали сортируют на три группы: годные, требующие ремонта и негодные.
После сортировки детали маркируют по группам, например, краской разного цвета. Отнесение деталей к той
или иной группе определяется величиной износа, технологическими и экономическими соображениями.
Результаты дефектации деталей заносят в ведомость дефектов, являющуюся основным документом для
определения объема ремонтно-восстановительных работ и потребности в новых деталях, запасных частях,
материалах. Таким образом определяется стоимость ремонта машины.
Смотрите также: