Балансировка деталей.
Балансировка - это определение величины и места и устранение дисбаланса,
то есть неуравновешенности быстровращающихся деталей и сборочных единиц, возникающей вследствие
неоднородности материала, погрешностей изготовления и сборки и вызывающей дополнительные напряжения в
деталях, вибрации, снижение точности и ресурса машины.
Различают неуравновешенности статическую и динамическую. В первом случае центр тяжести детали или узла
не совпадает с осью вращения, что характерно для деталей, у которых диаметр больше длины. Динамическая
неуравновешенность характерна для деталей или узлов, длина которых значительно больше диаметра. При их
вращении неуравновешенные массы будут находиться в разных плоскостях, перпендикулярных оси,- что
приводит к возникновению пары центробежных сил, вызывающих вибрации и динамические нагрузки в машине.
Статическая балансировка, обычно применяемая в ремонтном деле, выполняется на призмах
или на дисках. При балансировке на призмах деталь плотно насаживают на оправку, концы которой укладывают
на две горизонтально расположенные призмы. Затем деталь слегка вращают и при ее остановке отмечают мелом
нижнее положение, соответствующее утяжеленной части детали. В результате многократного повторения
операции находят неуравновешенное (утяжеленное место). При балансировке на дисках оправку укладывают
между двумя парами смонтированных на шарикоподшипниках дисков с параллельными осями. Такая балансировка
точнее, так как деталь при этом вращается, а не перекатывается. Рабочие поверхности призм или дисков
должны иметь малую шероховатость и высокую твердость и должны быть установлены строго горизонтально по
уровню (допускаемое отклонение 0,1 мм на длине 1 м).
Уравновешивание детали достигается либо удалением излишка материала с утяжеленной стороны путем
высверливания, спиливания с нерабочей поверхности, либо закреплением груза на противоположной
(облегченной) стороне детали (если это не мешает работе узла), что приводит к ее безразличному положению
на стенде при нескольких повторных операциях балансировки.
Динамическая балансировка деталей и узлов выполняется на специальных балансировочных станках или, менее
точно, в собственных подшипниках. В результате определяют массу и положение грузов, которые следует
приложить (или отнять) к детали.
Смотрите также: