Винтовые механизмы
Винтовые механизмы (передача винт-гайка) преобразуют
вращательное движение в поступательное и очень редко (при резьбе с большим углом подъема и шагом)
наоборот. Для передачи винт-гайка скольжения используется резьба: трапецеидальная (при реверсивной
нагрузке), упорная (при нереверсивной нагрузке), а также реже треугольная, прямоугольная, круглая.
Резьба может быть правой и левой, одно- и многозаходной, само- и несамотормозящейся.
Винт выполняется обычно цельным и реже (для длинных винтов) составным путем свинчивания из стали 45, 50,
У10, 40Х, 40ХГ, 40ХВГ, 65Г и др. с последующей закалкой до твердости HRC 50-55 и шлифованием рабочих
поверхностей.
Гайка может быть неразъемной и разъемной, позволяющей включать и отключать механизм. При повороте
рукоятки через валик поворачивается диск со спиральными пазами под штифты, заставляющие при перемещении
по этим пазам сходиться или расходиться по своим направляющим половинки гайки. Материал гайки: бронзы Бр
ОФ10-1, Бр ОЦС 6-6-3, Бр АЖ 9-4 и др., серый чугун СЧ 15, СЧ 20, антифрикционный чугун АЧВ-2, АЧК-2.
Гайки выполняют обычно в виде бронзовой резьбовой втулки, запрессованной в корпус гайки из стали или
чугуна.
В винтовых механизмах обычно предусматривается возможность регулирования осевого зазора с целью
компенсации износа витков резьбы и уменьшения мертвого хода.
Передача винт-гайка качения образуется шариками, размещенными между винтовыми поверхностями винта и
гайки. При вращении винта в одном направлении шарики перекатываются и по обводному каналу в гайке (реже
- в винте) возвращаются в рабочую зону. Передачу характеризует высокий К.П.Д., малая скорость
изнашивания, высокие жесткость и точность, возможность полной выборки зазора, возможность работы без
смазки. Материал винта - сталь 8ХФ, гайки - сталь 9ХС, термообработка - поверхностная закалка до
твердости HRC 58-62. Передача применяется в металлорежущих станках с программным управлением,
роботизирующих устройствах и др.
Механизмы привода поступательного движения
|
Преобразует вращательное движение винта в поступательное движение гайки.Широко применяется в
различных машинах и механизмах. |
|
Преобразует вращательное движение зубчатого колеса в поступательное движение рейки.Используются
прямозубые, косозубые и шевронные реечные передачи. |
|
Преобразует вращательное движение вала с жестко закрепленным на нем эксцентриком в
поступательное движение хомута и связанного с ним штока. Возвратно-поступательное движение штока
неравномерно, его ход равен удвоенному эксцентриситету.Чаще всего Применяется для небольших
перемещений. |
|
При вращении фигурного кулачка через ролик, рычажную систему и зубчатый сектор движение
передается рейке, которая совершает возвратно-поступательное движение в соответствии с профилем
кулачка.Данный тип механизма нашел свое применение для осуществления автоматического цикла
перемещений по заданному закону в автоматах и полуавтоматах, а также распределительных механизмах.
|
|
При вращении фигурного кулачка через ролик движение передается толкателю, который совершает
возвратно-поступательное движение по заданному закону в соответствии с профилем
кулачка.Применяется в автоматах и полуавтоматах. |
|
Поступательное движение плоского кулачка преобразуется в возвратно-поступательное движение
толкателя.Применяется в копировальных устройствах для согласования продольного и поперечного
движений подачи. |
|
Механизм с цилиндрическим кулачком
Преобразует вращательное движение цилиндрического - кулачка через ролик и палец в
возвратно-поступательное движение ползуна.Применяется для управления перемещения зубчатых колес в
коробках скоростей и подач станков и автоматов. |
|
Кривошипно-шатунный
Преобразует вращательное движение кривошипного диска или коленчатого вала через шатун в
возвратно-поступательное движение ползуна (или поршня). Величина хода ползуна определяется
удвоенным значением радиуса кривошипа или несоосности коренных и шатунных шеек коленчатого
вала.Применяется в поршневых насосах и компрессорах, кривошипных прессах, механизмах подач
станков, а также при обратном преобразовании поступательного движения во вращательное в двигателях
внутреннего сгорания, паровых машинах и других устройствах. |
Смотрите также: