Смазка оборудования.
Периодическое пополнение смазочного материала или его замена с промывкой корпусов и систем входит в обязанности слесаря по межремонтному обслуживанию. Смазку оборудования ведут в соответствии с картой смазки, где указаны все смазываемые места тип и марка масла, периодичность смазки. Предельные сроки замены смазочного материала в узлах металлорежущих станков приведены в таблице.
Предельные сроки (в годах) замены смазочного материала в узлах металлорежущих станков
Промывка оборудования состоит из следующих операций:
1 слив отработанного жидкого или удаление пластичного смазочного материала;
2 очистка системы от осадков, грязи и остатков смазочного материала;
3 протирка техническими салфетками корпусов и емкостей;
4 промывка системы в течение 10-15 мин керосином или промывочным маслом и их слив;
5 промывка в керосине или замена изношенных войлочных, фетровых или манжетных уплотнений;
6 заливка свежим жидким или наполнение пластичным смазочным материалом емкостей;
7 заполнение соответствующих емкостей ранее слитым отработанным маслом для его дальнейшей регенерации или утилизации.
Масла для смазки производственного технологического оборудования
Высокоскоростные (частота вращения 15000-20000 об/мин)
точные слабонагруженные механизмы |
Легко нагружаемые механизмы с частотой вращения 10000-20000 об/мин |
Шпиндели шлифованных станков, гидравлические системы станков |
Легкие и средние станки с повышенной скоростью, их направляющие (горизонтальные), гидросистемы оборудования |
Средние станки, их направляющие (горизонтальные), механизмы со средними нагрузками и скоростями, гидросистемы станков, деревообрабатывающее оборудование |
Тяжелые станки с малыми скоростями, горизонтальные направляющие тяжелых и вертикальные - легких и средних станков, кузнечно-прессовое и подъемно-транспортное оборудование, горизонтальные направляющие прессов и молотов при скорости до 0,5 м/с |
Направляющие скольжения станков при требовании равномерности медленных движений и точности установленных перемещений суппортов и других узлов, вертикальные направляющие тяжелых станков |
Паровые механизмы, тяжело нагруженные, работающие с малыми скоростями зубчатые и червячные передачи, вертикальные направляющие кузнечно-прессового оборудования при скорости до 0,5 м/с |
Антифрикционные пластичные смазки
Подшипники электродвигателя |
Узлы трения и качения, водостойкая |
Подшипники качения |
Узлы трения и сопряженные поверхности металла с металлом или резиной, работающие в агрессивных средах, водостойкая |
Подшипники качения и зубчатые редукторы |
Различные механизмы |
Разнообразные узлы индустриальных механизмов, работающие при малых и средних нагрузках |
Узлы трения транспортных машин и промышленного оборудования. Пригодна для замены смазки 1-13 жировой и синтетического солидола с увеличением замены смазки в 2-4 раза |
Подшипники тяговых цепей подвесных конвейеров, работающих при повышенных температурах |
Подшипники качения с широким диапазоном скоростей и нагрузок |
Тяжелонагруженные грубые механизмы рессоры и открытые шестерни |
Смазка оборудования осуществляется жидкими минеральными маслами, пластичными смазками или твердыми смазочными материалами (графит, тальк, дисульфит молибдена и прочие вещества).
Минеральные масла по назначению можно разделить на индустриальные, применяемые для смазки производственного технологического оборудования и в гидравлических системах, моторные (авиационные, автомобильные, дизельные и другие), масла для паровых турбин, машин и компрессоров (цилиндровые, турбинные, компрессорные), трансмиссионные и электроизоляционные (трансформаторные, конденсаторные). Основное свойство, характеризующее смазочное масло - его вязкость. Измеряется вязкость в градусах (условная или относительная), пуазах (динамическая) и стоксах (кинематическая вязкость).
Пластичные смазки по назначению делятся на антифрикционные, приборные и часовые, герметизирующие и защитные (консервационные). Смазки характеризуются температурой каплепадения (в °С), которая должна на 10—20°С превышать рабочую температуру конкретного узла.
Системы для жидких смазочных материалов делятся на проточные, когда масло вытесняется с поверхности трения, не возвращаясь в систему, и циркуляционные, когда масло, смазав трущиеся поверхности, возвращается обратно в систему и непрерывно циркулирует в ней либо свободно (смазывание разбрызгиванием, погружением), либо принудительно (смазывание под давлением). Системы с пластичными смазками относятся к проточным, так как смазка вторично не используется.
В зависимости от того, подается ли масло только к одному или ко многим узлам трения, различают смазку индивидуальную и централизованную. Подача масла может быть периодической и непрерывной, а также ручной и автоматической.
Для пластичных смазок используют масленки: напорные и колпачковые. Для жидких масел используют напорные масленки под запрессовку, наливные фитильные с закрепительным колпачком и с откидной крышкой, наливные с поворотной крышкой и капельные с запорной иглой.
Уровень масла определяется с помощью маслоуказателей: удлиненного и круглого фонарного типов, трубчатого, жезлового.
Смотрите также: