Послеремонтная сборка и испытание
Сборке узла, механизма, машины в целом предшествует их комплектация. По технологической карте сборки и
дефектной ведомости в комплектовочном отделении подбирают все детали (узлы), составляющие данную
сборочную единицу, из числа годных, отремонтированных или новых. Комплектование начинается с базовых и
корпусных деталей, по которым подбирают остальные детали по размеру и другим показателям (например, по
массе). При необходимости выполняется пригонка сопряженных деталей.
По методу обеспечения необходимой точности сопряжения деталей различают следующие методы сборки:
- С полной взаимозаменяемостью. Сборка осуществляется без пригонки, регулировки, подбора деталей и
применяется в массовом и серийном производстве. В единичном производстве метод используется при
постановке стандартных деталей (крепежа, подшипников качения).
- С неполной взаимозаменяемостью. Требуемая точность достигается у абсолютного большинства
собираемых объектов и лишь для незначительного их числа требуется повторная сборка с предварительным
подбором деталей. Метод применяется в серийном производстве.
- С групповой взаимозаменяемостью. Детали соединяют после непосредственного подбора или сортировки в
размерные группы. Метод позволяет получить высокую точность изделия при расширенных допусках на
размеры деталей.
- С регулированием Требуемая точность соединения при достаточно широких технологических допусках на
размеры деталей достигается за счет дополнительного неподвижного или подвижного компенсатора: шайб,
колец, прокладок, регулировочных винтов, клиньев и других элементов. Подвижные компенсаторы
позволяют поддерживать точность соединения в процессе эксплуатации.
- С пригонкой. Точность сопряжения получается за счет индивидуальной пригонки одной из сопрягаемых
деталей к другой. Метод используется в единичном и мелкосерийном производстве. Пригонку выполняют
припиливанием и зачисткой, шабрением, притиркой, полированием и гибкой, а также совместной
обработкой сопряженных поверхностей (растачиванием или развертыванием отверстий после сборки с целью
обеспечения их соосности).
Припиливание (опиловка) служит для исправления неточностей формы, размеров и относительного расположения
поверхностей деталей. Для этого используют напильники, шлифовальные шкурки и круги. Точность обработки
драчевыми напильниками 0,1 - 0,25 мм, личными - 0,025 - 0,05 мм, бархатными - 0,005 - 0,02 мм.
Пришабривание применяют для доводки поверхности после механической обработки и опиловки при подгонке
плоскостей разъема деталей, направляющих, вкладышей подшипников, втулок и т. д. Качество шабрения
определяется проверкой «на краску» по числу точек и относительной площади соприкосновения сопрягающихся
поверхностей в квадрате 25x25 мм. Для плотных соединений - не менее трех точек, для герметичных - не
менее пяти, для вкладышей подшипников - не менее 75-80 % их поверхности.
Притирка обеспечивает весьма плотное прилегание двух поверхностей, притираемых друг к другу, или каждой
из них к третьей, образцовой (например, притирка по плите). В качестве притирочных материалов
используют: пасты ГОИ, наждак, толченое стекло, оксиды алюминия, хрома, железа, смешанные с минеральным
маслом, керосином, скипидаром.
Полирование применяют для получения малой шероховатости поверхности, что снижает способность к заеданию
сопряженных поверхностей, повышает их стойкость к коррозии и сопротивление усталости детали. Полирование
производят вращающимися кругами из фетра, войлока, сукна, покрытыми смесью парафина, вазелина, керосин с
венской известью, оксидами хрома, железа, алюминия.
Гибку применяют для правки и подгонки деталей и трубопроводов, которые гнут по шаблонам и по месту.
При выполнении сборочных работ большой объем занимает сборка резьбовых, штифтовых, шпоночных, шлицевых и
других соединений, правила выполнения которой в предыдущих разделах сайта. Сборку соединений с натягом
осуществляют с помощью винтовых, пневматических, гидравлических и других прессов. Для облегчения
запрессовки охватывающие детали небольших и средних размеров подвергают общему нагреву в масляных или
водяных ваннах токами высокой частоты либо газовым пламенем. Крупногабаритные детали подвергают местному
нагреву. Охватываемые детали могут охлаждаться в твердой углекислоте (температура -78°С), в среде
жидкого воздуха (-193°С), в жидком азоте (-195,8°С).
При сборке узлов и механизмов машины осуществляется контроль положения деталей и узлов с соблюдением
необходимых технических условий. Контроль при этом ведут методами и средствами, описанными в разделе
"контроль и и измерение".
После сборки и отладки отдельных сборочных единиц и механизмов приступают к общей сборке машины. Вначале
устанавливают базовую деталь (станину) и выверяют ее положение. Затем к ней крепят последовательно
отдельные узлы и детали, выверяя расположение их относительно станины и между собой и соблюдая указанные
в паспорте на машину допускаемые отклонения расположения. Кроме того, в процессе сборки выполняют
отдельные регулировочные работы по направляющим, опорам, добиваясь плавного перемещения всех подвижных
частей машины.
Смотрите также: